Программа деятельности Центра социокультурной адаптации «На Погодинской»

Программа деятельности Центра социокультурной адаптации ИХО РАО

«На Погодинской».

 

Постановка проблемы:

Практика показывает, что в современной ситуации развития общества, наиболее важными эмоциональными проблемами личности являются:

q       расстройство поведения, вызванное ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);

q       расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);

q       эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;

q       расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;

q       невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т.д.);

q       стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении;

q       эмоциональные расстройства, связанные со сложностью адаптации к современным межличностным отношениям и культурным требованиям общества.

В соответствии с Концепцией художественного образования в России необходимость привлечения ресурсов художественного образования в целях социокультурной адаптации личности для профилактики и коррекции асоциального поведения личности является актуальным направлением российской образовательной политики. Особое внимание уделяется рассмотрению таких вопросов как:

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психологии и психофизического оздоровления детей и молодежи посредством внедрения современных методик арттерапии,

- разработка стратегии личностного художественно-творческого развития,

- развитие творческой личности в контексте различных культур, как одно из условий развития свободы, ответственности и толерантности личности.

Художественное творчество выступает как отражение социокультурной ситуации в обществе. Так как адаптивное поведение вырабатывается в соответствии с культурными и социальными нормами, принятыми в обществе, то такое направление как СКА личности средствами художественного творчества представляется наиболее актуальным.

В своей деятельности мы опираемся также на следующие нормативные документы:  Конвенция ООН о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., Страсбургская декларация. Деонтологический кодекс (приняты 21 октября 1990г.), Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №867 Об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», Министерство образования Российской Федерации Приказ N 636 от 22.10.99 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Министерство культуры Российской Федерации Приказ от 28 декабря 2001 г. № 1403  О концепции художественного образования.

Целью программы является социокультурная адаптация (далее СКА) личности  средствами художественного творчества, которая направлена на:

-формирование адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции развивающейся личности за счет расширения ее художественной сферы обитания,

-определение потенциальных возможностей личностного роста посредством творческой деятельности,

- снижение личностной тревоги средствами технологий арттерапии,

- развитие креативности и стремления к социальному творчеству,

- получение нового индивидуально-личностного опыта решения проблемных ситуаций и восприятия социокультурной среды.

Задачи программы:

- изучение социокультурных установок, ведущих к дезадаптации личности,

-создание и реализация программ СКА личности средствами художественного творчества.

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;

- создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами;

- осуществление психологического сопровождения развития детей и подростков;

- профилактика и участие в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

- содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни;

- содействие учащимся в выборе профессионального и образовательного маршрута;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;

- участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий обеспечения преемственности процесса образования.

Методы работы базируются на изучении и моделировании поведения человека посредством художественного творчества и арттерапии, которые в целом подразумевают имитацию реального поведения человека в искусственно созданных тренинговых и сценических условиях.

Программа основывается на принципах:

- гуманистический характер образования;

- антропоцентрический подход, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие человека);

- принцип субъект-субъектных отношений и взаимодействия;

- принцип свободы выбора и вариативности образовательных услуг;

- принцип общедоступности и личностной ориентированности образования;

- cветский характер образования.

Основными формами деятельности в рамках программы являются:

- культуротворческая форма деятельности, направленная на изучение, сохранение, восстановление, освоение и использование культурных ценностей, культур­ного наследия современного общества, создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых, которая вбирает в себя различные виды творчески формирующих, развиваю­щих технологий,

- восстановительная (рекреативная) форма деятельности, включающая в себя создание досуговых и оздоровительных программ,

- образовательная форма деятельности, состоящая из обучающих и воспитывающих гуманитарных технологий в дошкольном, школьном, профессионально-ориентированном и дополнительном образовании (репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные технологии, а также технологии развивающего и саморазвивающего обучения, коммуникативные и игровые технологии, технологии компенси­рующего и коррекционного обучения),

-социально-защитная форма деятельности, которая включает в себя арттерапию и культуротерапию, культурно-досуговую реабилитацию и адаптацию лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточ­ностью, игровые технологии для социаль­но-незащищенных категорий населения, социальное посредничество и сотрудничество в области культуры и искусства,

- исследовательская форма деятельности, направленная на выявление проблем и анализ проблемных ситуаций в социально-культурной сфере, сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации со­держания проблемы,

- проектная форма работы, заключающаяся в создании социально-культурных проектов для досуговой сферы, таких как про­екты формирования социально-культурной (развлекатель­ной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы, а также разработку регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ, которые ориентируются на выработку культурных ценностей и новых ценностных отношений.

- инновационная форма деятельности, предполагающая внедрение инновационных технологий в социально-культурную сферу,

- коммуникативная форма работы, состоящая в использовании технологий аудиовизуальной коммуникации, межличностного и межгруппового общения, а также технологий, направленных на производство и обмен социальными и культурными ценностями между людьми, общностями людей и организациями,  

- этнонаправленные формы работы социокультурного обмена и сотрудничества, включающие в себя распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных сту­пенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании, а также базовом профессиональном образовании, профессионального совершенствования, профессиональ­ной самореализации; сохранение и внедрение этнокультурных технологий, направленных на сохранение этнических групп и развитие толерантности в обществе,

- социокультурный менеджмент, заключающийся в управленческих технологиях направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности, направленной на адаптацию детей и юношества; в создании и развитии нормативного, информационно-управленческого ресурса данной социально-культурной деятельно­сти, ведении мониторинга социально-культурных процессов,

- изучение зарубежного опыта и его творческое использование, разработка технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социокультурной сфере и образовательной практике.

В настоящее время в рамках данной программы научно-исследовательским коллективом (Бережная М.С., Кретова Л.В., Никитин О.Д., Семенов В.В.) реализуются проекты в 7 Вузах госквы, а также на базе окружных психолого-медико-социальных Центров.

Осуществляются исследовательские проекты по изучению философских, социальных, психологических и педагогических составляющих СКА  детей и юношества средствами художественного творчества. Информационное обеспечение программы включает в себя  данные, полученные научным коллективом в ходе проведения следующих научно-исследовательских проектов:

2000 – 2001 гг. – В рамках программы РАО «Воспитание как социальный феномен» выполняла НИР по теме «Социально-психологическая реабилитация детей в семье и обществе» под руководством Шадуры А.Ф. и Репринцевой Г.И. 

2002 г. – 1) по программе РАО «Воспитание как социальный феномен» - Разработка инструментария психологического консультирования в области проблем, связанных с семейными отношениями; 

2) по программе РАО «Научно-методическое обеспечение эксперимента в общеобразовательной школе» - Информационные базы данных «Научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов в образовательном учреждении» и инструктивно-методические разработки по их применению в ходе эксперимента»;

 3) по федеральной целевой программе Министерства образования РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российской обществе (2001 – 2005 годы)» на 2002 год - «Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования».

2003 г. – по программе РАО «Психолого-педагогическое сопровождение творческой личности в процессе художественного образования».

2004 - 2006 гг. – по программе РАО «Социокультурная адаптация детей и юношества средствами художественного творчества».

Эффективность создаваемых программ проверяется методами психолого-педагогической диагностики. Показателями эффективности являются позитивные изменения в структуре социокультурных установок личности: способов жизнедеятельности,  элементов картины мира, норм и ценностей, поведения, стереотипов сознания, механизмов коммуникации.

Мероприятия по выполнению программы осуществляются по следующим направлениям:

- создание организационной структуры по реализации программы,

- социокультурная адаптация конкретных социальных групп,

- разработка методических материалов и подготовка специалистов,

- координационная и просветительская деятельность.

 

 

Главная

Hosted by uCoz