Программа деятельности Центра социокультурной адаптации ИХО РАО
«На Погодинской».
Постановка проблемы:
Практика
показывает, что в современной ситуации развития общества, наиболее важными
эмоциональными проблемами личности являются:
q
расстройство поведения, вызванное
ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
q расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
q эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;
q расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
q невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т.д.);
q стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении;
q эмоциональные расстройства, связанные со сложностью адаптации к современным межличностным отношениям и культурным требованиям общества.
В соответствии с Концепцией художественного
образования в России необходимость привлечения ресурсов художественного
образования в целях социокультурной адаптации личности для профилактики и коррекции
асоциального поведения личности является актуальным направлением российской
образовательной политики. Особое внимание уделяется рассмотрению таких вопросов
как:
- использование возможностей искусства,
художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики,
психологии и психофизического оздоровления детей и молодежи посредством
внедрения современных методик арттерапии,
- разработка стратегии личностного
художественно-творческого развития,
- развитие творческой личности в контексте различных
культур, как одно из условий развития свободы, ответственности и толерантности
личности.
Художественное творчество выступает как отражение социокультурной ситуации в обществе. Так как адаптивное поведение вырабатывается в соответствии с культурными и социальными нормами, принятыми в обществе, то такое направление как СКА личности средствами художественного творчества представляется наиболее актуальным.
В своей деятельности мы опираемся также на следующие нормативные документы: Конвенция ООН о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., Страсбургская декларация. Деонтологический кодекс (приняты 21 октября 1990г.), Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №867 Об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», Министерство образования Российской Федерации Приказ N 636 от 22.10.99 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Министерство культуры Российской Федерации Приказ от 28 декабря 2001 г. № 1403 О концепции художественного образования.
Целью программы является социокультурная адаптация (далее СКА) личности средствами художественного творчества, которая направлена на:
-формирование адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции развивающейся личности за счет расширения ее художественной сферы обитания,
-определение потенциальных возможностей личностного роста посредством творческой деятельности,
- снижение личностной тревоги средствами технологий арттерапии,
- развитие креативности и стремления к социальному творчеству,
- получение нового индивидуально-личностного опыта решения проблемных ситуаций и восприятия социокультурной среды.
Задачи программы:
- изучение социокультурных установок, ведущих к дезадаптации личности,
-создание и реализация программ СКА личности средствами художественного творчества.
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;
- создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами;
- осуществление психологического сопровождения развития детей и подростков;
- профилактика и участие в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
- содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни;
- содействие учащимся в выборе профессионального и образовательного маршрута;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
- участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий обеспечения преемственности процесса образования.
Методы работы базируются на изучении и моделировании поведения человека посредством художественного творчества и арттерапии, которые в целом подразумевают имитацию реального поведения человека в искусственно созданных тренинговых и сценических условиях.
Программа
основывается на принципах:
- гуманистический характер образования;
- антропоцентрический подход, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие человека);
- принцип субъект-субъектных отношений и взаимодействия;
- принцип свободы выбора и вариативности образовательных услуг;
- принцип общедоступности и личностной ориентированности образования;
- cветский характер образования.
Основными формами деятельности в рамках программы являются:
- культуротворческая форма деятельности, направленная на изучение, сохранение, восстановление, освоение и использование культурных ценностей, культурного наследия современного общества, создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых, которая вбирает в себя различные виды творчески формирующих, развивающих технологий,
- восстановительная (рекреативная) форма деятельности, включающая в себя создание досуговых и оздоровительных программ,
- образовательная форма деятельности, состоящая из обучающих и воспитывающих гуманитарных технологий в дошкольном, школьном, профессионально-ориентированном и дополнительном образовании (репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные технологии, а также технологии развивающего и саморазвивающего обучения, коммуникативные и игровые технологии, технологии компенсирующего и коррекционного обучения),
-социально-защитная форма деятельности, которая включает в себя арттерапию и культуротерапию, культурно-досуговую реабилитацию и адаптацию лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью, игровые технологии для социально-незащищенных категорий населения, социальное посредничество и сотрудничество в области культуры и искусства,
- исследовательская форма деятельности, направленная на выявление проблем и анализ проблемных ситуаций в социально-культурной сфере, сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации содержания проблемы,
- проектная форма работы, заключающаяся в создании социально-культурных проектов для досуговой сферы, таких как проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы, а также разработку регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ, которые ориентируются на выработку культурных ценностей и новых ценностных отношений.
- инновационная форма деятельности, предполагающая внедрение инновационных технологий в социально-культурную сферу,
- коммуникативная форма работы, состоящая в использовании технологий аудиовизуальной коммуникации, межличностного и межгруппового общения, а также технологий, направленных на производство и обмен социальными и культурными ценностями между людьми, общностями людей и организациями,
- этнонаправленные формы работы социокультурного обмена и сотрудничества, включающие в себя распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных ступенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании, а также базовом профессиональном образовании, профессионального совершенствования, профессиональной самореализации; сохранение и внедрение этнокультурных технологий, направленных на сохранение этнических групп и развитие толерантности в обществе,
- социокультурный менеджмент, заключающийся в управленческих технологиях направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности, направленной на адаптацию детей и юношества; в создании и развитии нормативного, информационно-управленческого ресурса данной социально-культурной деятельности, ведении мониторинга социально-культурных процессов,
- изучение зарубежного опыта и его творческое использование, разработка технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социокультурной сфере и образовательной практике.
В настоящее время в рамках данной программы научно-исследовательским коллективом (Бережная М.С., Кретова Л.В., Никитин О.Д., Семенов В.В.) реализуются проекты в 7 Вузах г.Москвы, а также на базе окружных психолого-медико-социальных Центров.
Осуществляются исследовательские проекты по изучению философских, социальных, психологических и педагогических составляющих СКА детей и юношества средствами художественного творчества. Информационное обеспечение программы включает в себя данные, полученные научным коллективом в ходе проведения следующих научно-исследовательских проектов:
2000 – 2001 гг. – В рамках программы РАО «Воспитание
как социальный феномен» выполняла НИР по теме «Социально-психологическая
реабилитация детей в семье и обществе» под руководством Шадуры
А.Ф. и Репринцевой Г.И.
2002 г. – 1) по программе РАО
«Воспитание как социальный феномен» - Разработка инструментария
психологического консультирования в области проблем, связанных с семейными
отношениями;
2) по программе РАО «Научно-методическое обеспечение
эксперимента в общеобразовательной школе» -
Информационные базы данных «Научно-методическое обеспечение воспитательной
деятельности педагогов в образовательном учреждении» и инструктивно-методические
разработки по их применению в ходе эксперимента»;
3) по федеральной целевой программе Министерства образования РФ
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в
российской обществе (2001 – 2005 годы)» на 2002 год - «Разработка
и апробация методик семейного психологического консультирования».
2003 г. – по программе РАО «Психолого-педагогическое
сопровождение творческой личности в процессе художественного образования».
2004 - 2006 гг. – по программе РАО «Социокультурная
адаптация детей и юношества средствами художественного творчества».
Эффективность создаваемых программ проверяется методами психолого-педагогической диагностики. Показателями эффективности являются позитивные изменения в структуре социокультурных установок личности: способов жизнедеятельности, элементов картины мира, норм и ценностей, поведения, стереотипов сознания, механизмов коммуникации.
Мероприятия по выполнению программы осуществляются по следующим направлениям:
- создание организационной структуры по реализации программы,
- социокультурная адаптация конкретных социальных групп,
- разработка методических материалов и подготовка специалистов,
- координационная и просветительская деятельность.