Название программы: Курсы повышения квалификации «Теория и практика сказкотерапии»
Ведущий: Бережная Мария Сергеевна,
ведущий научный сотрудник Института художественного образования РАО, доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук
Продолжительность: 2 месяца
Общее количество часов: 72 часа
Цель:
Раскрыть особенности психологических технологий, используемых в комплексной сказкотерапии и
сказочной игротерапии.
Программа рассчитана на: практических психологов, социальных работников, педагогов
дополнительного образования.
Курс направлен на раскрытие особенностей психологических технологий, используемых в комплексной сказкотерапии и сказочной игротерапии, особенностей работы со сказкой в педагогической практике.
Сказки, мифы, притчи, легенды и другие метафорические истории являются первым знанием ребенка об окружающем мире. На языке метафоры люди могут открыть друг другу самое откровенное, обнажить свои проблемы и страхи.
Метод сказкотерапии привлекателен с точки зрения практической психологии тем, что на него не существует практически никаких ограничений.
Курс рассчитан на практических психологов, социальных работников, педагогов общего и дополнительного образования, непосредственно связанных с психолого-педагогической практикой.
Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с человеком на ценностном уровне. Практически в каждой сказке есть определенные проблемы и есть их решения. Психологические, культурологические, педагогические аспекты прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, ценности и личностный потенциал человека. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказка для детей связана с осознанием сказочного сюжета и его взаимосвязи с ситуациями реальной жизни и поведения.
Содержание программы:
Содержание курса
Лекция 1. Основные направления и теоретические основы сказкотерапии. Виды сказок. Принципы работы со сказкой. Особенности работы с авторскими и народными сказками.
Лекция 2. Общие закономерности работы со сказками . Анализ сказочных контекстов. Темы сказочных сюжетов. Сказочные сценарии. Принципы сказочных решений.
Практикум 1. Анализ сказочных сюжетов.
Лекция 3. Сказкотерапевтические программы и игры . Структура, формы, приемы и технологии сказкотерапевтического занятия. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Практикум 2. Творческая работа по мотивам сказки.
Лекция 4. Технологии сочинения сказок . Сочинение сказок по картам Проппа. Варианты изменения сказки. Психологическая интерпритация сочиненной сказки.
Практикум 3. Отработка технологий сочинения сказок.
Лекция 5. Основы игротерапии : игры на развитие сенсорно-перцептивной сферы и психомоторных навыков, когнитивной сферы. Коммуникативные и коллективные игры. Креативные и моделирующие игры.
Практикум 4. Разработка программ по игротерапии.
Лекция 6. Язык метафоры и мифологические сюжеты в психолого-педагогической практике. Структура метафоры. Категории сатиры в метафоре. Техники конструирования нонсенсов и каламбуров.
Практикум 5. Конструирование метафор.
Лекция 7. Использование сказок, историй, притч и анекдотов в психолого-педагогической практике .
Практикум 6. Работа с волшебной и бытовой сказкой. Примеры. Дидактические и медитативные сказки.
Итоговая работа.
,
Формы работы на семинаре: лекции, групповые обсуждения,
тренинги, разбор случаев из практики слушателей, творческие мастерские.
Начало проведения - с февраля 2012 г. Зачисление в группу по предварительной записи по тел.8-916-504-97-72 после собеседования